В ноябре этого года исполняется 95 лет Великого Русского исхода. Отступая перед превосходящими силами Красной Армии товарища Льва   Троцкого, Русская Армия генерала Петра Врангеля в ноябре 1920 года покинула Крым. 145 тысяч человек на 126 судах покинули Родину и ушли в неизвестность. Генералы, офицеры, казаки, кадеты, инженера, художники, артисты – почти вся бывшая элита Российской Империи ушла в Константинополь, он же Стамбул, он же Царьград и расположилась на кораблях на рейде Мода. Далее Донской казачий корпус направили в провинцию Чаталджу, окрестности Стамбула. Кубанский казачий корпус отправили на греческий остров Лемнос, а 1 Армейский Корпус- на полуостров Галлиполи, на Дарданеллы.

         Холод, голод, болезни и полная неизвестность впереди – это не полный перечень, с чем сразу же столкнулись покинувшие Родину. В одном только воинском казачьем лагере Чилингир от тифа и болезней за пару месяцев скончалось более ста человек. Всемирно знаменитый Донской казачий хор Сергея Жарова образовался как раз в это время с целью участия в похоронах и отпевании скончавшихся соратников. Оставшиеся же в Крыму, кто поверил обещаниям большевиков, были все уничтожены с особой жестокостью местными чекистами во главе с Розалией Землячкой. На многих выявленных местах массовых расстрелов в Крыму казаками установлены мемориалы и памятные доски. Русская Православная Церковь ежегодно проводит поминовение всех жертв братоубийственной гражданской войны. Российское казачество также активно участвует во всех этих памятных мероприятиях.

         В этом году 95-летие Великого Русского исхода началось в сентябре в Крыму, в Севастополе с конференции и поминовения всех жертв братоубийственной гражданской войны, Красного террора и скончавшихся на чужбине. В Крым из Франции, США и других стран мира приехали потомки тех, кто когда-то уходил с генералом Врангеля на этих судах. От Русской Православной Церкви служил архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков), родовой казак и отец которого вместе с Лейб-казаками проделал весь этот путь из Крыма в Чаталджу, а затем на Лемнос.

         Решили отметить эту памятную дату и мы, казаки Центрального Казачьего войска. С благословения Его Высокопреосвященства архиепископа Михаила решили провести военно-исторический поход по казачьим местам Великого Русского исхода 1920 года. У Русской Православной Церкви к некоторым этим казачьим памятным местам есть особый интерес – 95 лет здесь никто не служил и не поминал усопших на чужбине казаков, чьи кости находятся в турецкой земле в районе кладбищ, многие из которых уже не существуют. Была у Владыки еще и личная просьба ко мне, как специалисту по военной истории России и Русского зарубежья – найти, где был в Санджак-Тепе его отец и найти место, где можно было бы помянуть усопших здесь и в Чилингире казаков. Проблема здесь не только в малоизученности этих лагерей, но и в том, что казаки обосновались на военных базах бывших союзников. Угроза террористической опасности, наличие на этих местах воинских частей и жандармских подразделений сильно усложняет изучение истории этих мест. Много лет занимаясь изучением истории казачьих лагерей и уже посещая не раз эти районы, решили в этом году совместить поход по казачьим местам с просьбой Владыки Михаила, найти места где можно спокойно все посмотреть и провести поминальную службу. Интерес к этим памятным казачьим местам и особенно к бывшим русским кладбищам проявляют не только зарубежные потомки казаков, но и первые лица государства и Русской Православной Церкви. В общем, задача была поставлена не легкая, но нужная. Атаман Московского окружного казачьего общества ВКО «ЦКВ» Шустров А.Е. также одобрил идею проведения этого мемориального похода, оказав помощь и необходимую поддержку. После чего в октябре наша небольшая группа полетела в Турцию.

          Прилетев в Стамбул, мы специально остановились в том районе, где когда то жили русские, да и отель подобрали аутентичный, XIX века, построенный по французской моде того времени. Удобства – минимум, крутые узкие винтообразные лестницы. Именно в таких самых дешевых отелях останавливались русские офицеры и казаки, проживающие в Стамбуле в 1919-1923 гг. В Стамбуле сохранилось много мест, связанных с историей Русского исхода, поэтому традиционно для нашей группы я провел экскурсию по «Русскому Царьграду». Говоря о князе Владимире и крещении Руси, мы совершенно незаслуженно забываем о Соборе Святой Софии, собственно откуда и пошло Православие на Русь.

Большой и величественный Собор Святой Софии – это и то, что первым увидели издали в Константинополе с кораблей казаки, прибывшие из Крыма. После схода на берег многие казаки, у которых не было денег на гостиницу были вынуждены ночевать прямо на скамейках возле собора. Недалеко от Святой Софии находится и железнодорожный вокзал Сиркеджи. Когда то это была конечная станция легендарного «Восточного экспресса», соединявшего Стамбул с Парижем и Лондоном. Именно сюда, на эту пристань и вокзал в ноябре 1920 года выгрузились с кораблей казаки Донского корпуса и поехали по железной дороге в провинцию Чаталджа до станции Хадым-Киой.

        Возле здания вокзала стоит старинный паровоз, а внутри расположен великолепный музей. Сейчас железная дорога доходит только до аэропорта Ататюрка – бывшего русского лагеря Сан-Стефано, где 95 лет назад существовала даже казачья сельскохозяйственная артель. Этот небольшой отрезок «Восточного экспресса» с его старенькими паровозами и вагонами используется как туристами, так и местными жителями. Нашей группе пришлось добираться до казачьих лагерей автобусами, далее – пешком.

Хадым-Киой, бывший небольшой городок и железнодорожная станция на карте уже давно не существует. Недавно это стало пригородом Стамбула. Само здание вокзала используется как частный жилой дом. Сохранилось много старинных каменных зданий, в которых размещались казаки и учреждения Донского корпуса. Сохранилась и старинная усадьба в французском стиле, которую в 1920-1921 году занимал французский штаб. Сейчас там располагаются турецкие военные и доступ на территорию обнесен колючей проволокой с запрещающими надписями по-турецки. Туристов здесь практически не бывает. В нашем архиве имеется много старых фотографии этих мест во время пребывания здесь казаков, но идентифицировать удалось лишь несколько зданий.

        В 6 километрах от Хадым-Киой располагался печально известный лагерь Чилингир. Зимой 1920/1921 года в невероятно жутких, скотских в самом прямом смысле этого слова, жили казаки. Жили в овчарнях, иногда даже вместе с животными.

Голод, холод, вши, болезни. Казаки умирают десятками, счет пошел уже за сотню. При похоронах звучит песнопение Донского войскового хора Сергея Жарова. Все песни исключительно поминально-церковные. Это кладбище, названное «тифозным», ныне не существует. На его месте предположительно расположена мечеть. Учитывая реалии, российское консульство в Стамбуле прорабатывает возможные варианты установления памятного знака умершим здесь казакам в районе Хадым-Киой, штаба дивизии. Возможно на этом же памятнике можно и отметить, что именно здесь образовался всемирно-знаменитый казачий хор Жарова. Русская Православная Церковь здесь большой помощник для этой инициативы.

        Санджак-Тепе расположен в километре от Хадым-Киой и существует только на исторических картах и в воспоминаниях местных жителей. Располагаясь в районе знаменитых Чаталджинских позициях, эта турецкая деревушка почти полностью была уничтожена войнами еще до прибытия сюда казаков в ноябре 1920 года. Эти места связаны с «Освободительной войной», генералом Скобелевым и русским Царьградом. На момент основания здесь казачьего лагеря сохранилось лишь пару каменных полуразрушенных строений. Голое поле как в Галлиполи, окопы и неразорвавшиеся снаряды. В декабре 1920 года казачий лагерь представлял из себя 13 деревянных бараков, вытянувшихся полу-дугой и многочисленные землянки вокруг них.


 Фото лагеря Санджак-Тепе, бараки. Декабрь 1920 года



Фото современный вид места бывшего лагеря Санджак-Тепе

 

        Со станции Хадым-Киой была проложена узкоколейка для подвоза провизии. Лагерь находился «под охраной» французов. И вот в таких условиях жили знаменитые казачьи полки- Лейб-атаманцы и Лейб-казаки. В одном из бараков жили также терцы и астраханцы.

На месте первых двух бараков сейчас расположены казарма Жандармов, на месте землянок – их небольшой полигон за колючей проволокой.

        На месте проживания офицеров Лейб-Гвардии казачьего полка расположен танковый полк турецкой армии. На месте бывшей радиостанции 1 донской дивизии – сторожевая вышка. Другую часть бывших землянок занимают огороды местных жителей. Туда мы и пошли, чтобы хотя бы издали посмотреть по старым фото места, где были казаки.

        Чтобы не давать повод для нашего задержания, район обошли и издали, с пригорка посмотрели на бывший лагерь Санждак-Тепе и прошлись по его окраине, обойдя запретную зону. Местные жители все равно вызвали полицию и минут десять нас проверяли, делали запросы в вышестоящие инстанции. Турецкие полицейские долго не могли понять, почему русским туристам из России приглянулась такая глушь. Показав старые виды этой местности, рассказав на ломаном турецком (!), что это русская казачья традиция навещать могилы предков, расстались уже как «эфенди». У турок тоже есть такая традиция посещать свои кладбища и они хоть и с удивлением, но с уважением отнеслись к нашему путешествию. На прощание мы им подарили несколько видов этой местности, когда здесь были русские казаки. Пусть тоже помнят, что когда то это была казачья земля и до сих пор в ней покоятся русские казаки.

        Помянув на окраине лагеря нашедших вечный покой на турецкой земле, мы двинулись дальше. В Стамбул, затем на Дарданеллы.

        1 Армейский корпус был доставлен из Стамбула в Галлиполи на кораблях Русской эскадры. Путь в те времена занимал 8-9 часов. Мы же решили поехать на автобусе по маршруту, обратному «несостоявшемуся походу русских на на Константинополь». Путь на автобусе составляет всего 5-6 часов. И вот уже мы снова проезжаем провинцию Чаталджа, где в глубине расположены Ходым-Киой, Чилингир и Санджак-Тепе. Возвышенности, Чаталджинские позиции – последний укрепрайон оборона Стамбула пролетают и нашему вниманию открывается великолепное Мраморное море. Через несколько часов мы въезжаем на полуостров Галлиполи. По дороге – доты периода «холодной войны» и вершины гор в просеках от танков – готовились к отражению атаки со стороны Болгарии вооруженных сил стран Варшавского договора. Проезжаем и Булаирский перешеек. В 1921 году здесь проходила граница Турции и Греции, была даже таможня. Когда части 1 армейского корпуса планировали марш-бросок на Константинополь, именно здесь корабли «союзников» должны были артиллерийским огнем подавить выход из галлиполийского котла. Русские же просчитали траектории обстрела и нашли «мертвые зоны», как можно вырваться и идти вперед.

        Подъезжаем к городу Галлиполи. На пригорке, среди домов возвышается Памятник «Запорожским казакам, умершим в неволе и чинам 1 Армейского корпуса, покоящимся на турецкой земле». Мы уже в Русском Галлиполи.

        Остановились в гостинице, где раньше находился Штаб французских войск. А улица в те времена носила имя первого Георгиевского кавалера Великой войны, Главнокомандующего Русской Армии генерал-лейтенанта Врангеля. Мало кто знает, но после убытия почти всего 1 Армейского корпуса из Галлиполи осенью 1921 года этот город заселили казаки – Сводно-Донской казачий (технический) полк, 600 человек. Фактически, весь 1922 год Галлиполи был казачьим городом. К сожалению, об этом «казачьем» периоде почти не осталось воспоминаний и он мало изучен. Казаки здесь были весь 1922 год, куда их перебросили как раз из тех мест под Стамбулом в провинции Чаталджа, где мы и были до этого. Последним Галлиполи покинул весной 1923 года небольшой технический отряд генерала Мартынова.

        Наша небольшая группа посетила Галлиполийский памятник. Среди нас был и тот, кто руководил архитектурными работами по его восстановлению – народный художник Дмитрий Белюкин из студии военных художников. Устранили небольшую неточность в окраске, подреставрировали сколько смогли имена, краска которых стала осыпаться.

        Один день потратили на экскурсию по Русскому Галлиполи, где сохранились не только «русские» объекты, но и множество старинных турецких зданий и сооружений. Когда то почти во всех этих домах жили чины 1 Армейского Корпуса и казаки, индивидуально, воинскими группами или с семьями.

        На следующий день пошли пешим порядком, как когда то делали русские воины, по улице Врангеля 6 километров в лагеря. Чуть больше часа походным порядком и впереди открывается «Долина роз и смерти». Розы- это обычный шиповник и его непроходимые заросли. Смерть – это ядовитые змеи. Именно из за змей французы отсюда убрали свой лагерь. Но что французам- смерть, русским – дополнительное питание. За год пребывания в лагерях, русские переловили и съели почти всех местных змей и черепах. Но одну змею мы все же повстречали и осторожно ее обошли. Палаток и их следов в долине уже не осталось. Чудом сохранился каменный мост на старой дороге, по которой на автомобиле несколько раз сюда приезжал генерал Врангель и высокие французские гости. Сохранилось и несколько каменных построек, в которых был Штаб 1 пехотной дивизии и генерал Витковский. Два русских кладбища- пехотной и кавалерийской дивизий скорее всего сохранились, точнее захоронения русских воинов на глубине 2 метра, но сами памятники уже отсутствуют. Лишь небольшая кучка камней свидетельствует о том, что когда то здесь было русское кладбище. Возможно когда-нибудь нам удастся найти и перенести останки отсюда на территорию городского Памятника. Здесь тоже не обошлось без курьезов. По дороге сюда над нами летал вертолет береговой охраны и убедившись, что идет группа туристов, улетел обратно. Но местные жители решили, что это русский вертолет с борта идущих в Сирию кораблей сбросил десант и тут же доложили жандармам. Прибывшие сотрудники жандармерии долго удивлялись, что «русские десантники» с натуры рисуют маслом величественный пейзаж «Долины роз и смерти». Обратно в город вернулись на «такси» - автомобиле жандармов. Местный генерал Жандармов долго изучал наши въездные визы в паспортах, интересовался целью нашего визита этой не туристической зоны и никак тоже не мог понять, что русские туристы делают в долине Мьюнит-Бей. Пришлось ему рассказать, что когда весь город Галлиполи был русским, а в долине сохранилось даже два захоронения русских воинов.

        Руководитель жандармов также отнесся с пониманием русских казачьих традиций и расстались тоже как «эфенди». Вечером у нас была встреча с мэром, который нас хорошо знает уже по прошлым мероприятиям, где он лично участвовал. Встреча носила полу- официальный, дружеский, скорее рабочий характер, где мы обсуждали точное расположение могил и планы по совместной работе на будущее. Особый интерес для мэра представляет собранная нами коллекция фотографий Галлиполи, сделанных русскими фотографами в 1921 году. Купив на базаре Стамбула объектив и сделав из ящиков фотоаппарат, русские фотографы под руководством полковника Федорова сделали больше 600 фотографий Галлиполи, что вызывает большой интерес у местных краеведов и руководства города.

        Завершили поход опять в Стамбуле, на главный казачий праздник- Покров, под знаменитым мостом Галата. Здесь расположены небольшие рестораны с видом на город, где когда то также сидели русские офицеры и казаки. Полюбовались Святой Софией, вокзалом Сиркеджи и даже местом, где стояла яхта «Лукулл» с генералом Врангелем на борту. Поход, посвященный 95 летию исхода Русской армии из Крыма окончен. Возвращаемся в Москву, чтобы в следующем году опять сюда вернуться.

Михаил Блинов, эксперт по военной истории,

России и Русского зарубежья.

Военный инженер, есаул ВКО «ЦКВ»,

Москва-Царьград-Чаталджа-Галлиполи-Москва

скачать dle 10.5фильмы бесплатно